В Москве сегодня работает 45 чисто пивных ресторанов плюс, по разным оценкам, около тысячи приличных баров, пабов и пивных (в это число не входят точки с высоким потреблением пива, которые не позиционируют себя как пивные заведения — боулинги, фаст-фуды). Каждый месяц эти заведения пропускает через свои кассы, по оценкам экспертов, порядка 50 — 70 миллионов долларов.
Пиво является слабоалкогольным напитком и занимает промежуточное место между алкогольными и прохладительными напитками. А, следовательно, импортные и отечественные сорта пива конкурируют не только между собой, но и со слабоалкогольными брендами. Именно это сподвигло большинство отечественных пивоваров обогатить свою продукцию еще и коктейлями. «Очаково» с этого года наладило выпуск безалкогольного капустного рассола. «Балтика» начала выпуск «Пати Микс» — коктейлей на основе пива с различными фруктовыми сиропами.
Но высокая конкуренция на пивном ресторанном рынке почти не влияет на цены. Хорошее пиво, которое по сути своей является самым демократичным алкогольным напитком, в ресторанах все еще стоит достаточно дорого — в среднем на российские марки цена держится в пределах $2, на импортное доходит — до $6.
Пивной объем
По данным «Русской традиции», рынок импортного пива России достигает 0,4 — 0,5 процентов от общего объема выпиваемого пива. В Москве этот показатель вырастает до 5-6 процентов, в ведущих же пивных ресторанах столицы импортное пиво занимает 80-90 процентов.
Подъем отечественных пивоварен за счет иностранных средств начался непосредственно после дефолта 98 года. Однако сегодня все ведущие пивоварни продолжают развиваться по послекризисным правилам. И дело вовсе не в недостатке средств, как раньше, а в общеевропейской тенденции к развитию местных пивоварен под патронажем международных концернов. Например, российское отделение концерна «Интербрю» контролирует восемь производств как локальных, продаваемых в нескольких регионах («Волжанин», «Сибирская корона»), так и общенациональных («Толстяк», «Клинское»). Многие пивоварни с иностранным капиталом выпускают сегодня по два сорта пива: одно иностранное по лицензии и второе же позиционируется, как отечественное. Например, «Пивоварня Москва-Эфес» выпускает турецкое «Efes Pilsener» и «Старый мельник».
Ожидается, что в этом сезоне пивной рынок будет продолжать увеличивать обороты. Пивоварни усилят мощности и начнут давить на рестораны, чтобы те увеличили продажи. Все больше будет открываться ресторанов с собственной пивоварней. Поставщики собираются завозить в страну еще неизведанные сорта иностранного пива. Производители будут бороться за улучшение качества уже выпускаемого пива. Другими словами, пивной рынок будет расти во всех направлениях.